Доклад Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова
ИСПЫТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ВРЕМЕНЕМ. Доклад Президента РБ М.Г. Рахимова

ИСПЫТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ВРЕМЕНЕМ


Доклад Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова
на торжественном собрании, посвященном 10-й годовщине принятия
Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан




Уважаемые участники торжественного собрания!
Граждане Республики Башкортостан!

11 октября 1990 года Верховный Совет республики принял документ, открывший новую эпоху в развитии Башкортостана, - Декларацию о государственном суверенитете. Этот день мы отмечаем как наш большой и светлый праздник - День Республики.

Юбилей нашей Декларации пришелся на двухтысячный год. Год, когда мир отмечает смену веков и тысячелетий. Это очень символично. В такое время людям и государствам свойственно оглядывать пройденный путь, подводить итоги, строить планы на будущее. Из нашего наследия, из наших успехов и свершений за последние годы складывается мост в новую эпоху.

Самое главное наше достижение - это понимание того, что в основе общественной стабильности, реального благополучия и процветания лежит одна единственная формула. Она применима во всех случаях и в любых отношениях - между государствами, между людьми, между народами и культурами. Суть этой формулы можно выразить так: Согласие, Единство и Терпение.

В этом заключается не только стратегия и тактика нашей политики, но и вся философия нашей жизни. Философия, идущая из глубины веков. Я вижу большой смысл в сочетании разнообразия и единства. В нашей республике ценности и мировоззрения населяющих ее народов соединились в уникальный "евразийский" сплав. Это определяет наш особый взгляд на мир, наши мысли и действия. Именно так думала и чувствовала Россия во все времена своего существования. Именно так живет и действует Башкортостан.

Взять хотя бы такую сверхважную задачу, как строительство новой России, строительство нового федерализма. Как вы думаете, отчего мы постоянно сталкиваемся с самыми разными проблемами и даже конфликтами? Оттого, что не хватает согласия, единства и терпения.

Ведь согласие - это не синоним безответственного соглашательства по типу "сверху видней, как скажут, так и сделаем". Согласие - это особая и очень непростая технология поиска решений. Она подразумевает прежде всего ответственное соучастие каждого в делах и судьбах своего региона, всей страны.

Если решение найдено путем согласия, то оно быстрее и эффективнее проводится в жизнь. Потому что оно понятно, разумно и выгодно. А это означает, что все мы будем действовать в одном направлении, стремиться к общей цели. Так рождается внутреннее единство. Недаром наша народная пословица гласит: "В единстве - сила!".

Однако ожидание реальных, ощутимых успехов не должно подталкивать политиков к принятию непродуманных, резких и неосторожных решений. Разрушать легко. Восстанавливать - трудно, подчас невозможно.

В первую очередь это относится к федеративным отношениям. В настоящее время мы с тревогой наблюдаем за происходящим в этой сфере. Безусловно, укрепление исполнительной власти, восстановление управляемости государственных органов - задача крайне необходимая, актуальная и совершенно понятная. Ведь у себя в республике мы изначально ставили задачу при проведении любых реформ сохранить безусловную управляемость этими процессами. Ведь демократия - не синоним анархии, как и федерализм - не признак слабости федерального центра.

Настоящий диалог - это очень эффективная технология управления. Она позволяет не только согласовать действия, но и разделить ответственность.

Именно федерализм позволяет использовать все богатство конкретного опыта регионов на федеральном уровне. Люди часто сетуют на то, что разного рода реформы проводятся сразу в масштабах всей Федерации. Дескать, надо бы сначала попробовать "в лабораторных условиях". А ведь наша республика давно стала такой лабораторией для многих интересных и полезных нововведений. Почему бы не взять это на вооружение? Все, что оказывается успешным и эффективным, нужно распространять и в рамках Федерации. Ну, а что не удалось, - у нас неплохой запас прочности, чтобы исправить положение на локальном участке.

Федерализм - это попытка вновь сцементировать Россию на базе традиционного для нашей евразийской истории принципа "единство во множестве".

Однако и федеральному центру, и регионам в этой работе требуется проявить максимум терпимости и терпения.

Мы понимаем, что само по себе слово "федерализм" - не волшебное заклинание. Надеяться, что за несколько лет можно победить в государственном чиновнике многовековую психологию унитаризма, нереально. Чиновник может научиться говорить об основных идеях федерализма, но действовать все равно будет по-старому. Нужно видеть в различиях взглядов не помеху, а источник развития. Нужно по-настоящему учиться диалогу.

В строительстве федеративного государства, как и в обустройстве обычного дома существуют простые, но обязательные правила: нельзя рушить несущие конструкции, нельзя без согласования менять архитектурный план, нельзя перекрывать соседям коммуникации. А я бы добавил еще одно: не нужно диктовать соседу, каким цветом красить стены. Давайте будем более терпимы друг к другу и сдержанны.

Нашу республику поэты сравнивают с седлом, перекинутым через Уральский хребет: одно стремя в Европе, другое - в Азии. И когда мы говорим о нашем особом, евроазиатском взгляде на мир, мы тем самым хотим подчеркнуть, что Урал - это не граница, а соединение Европы и Азии.

Нам по душе представление о России как о сердце Европы и Азии. Такая концепция означает, что именно внутренняя энергетика России задает ритм, тонус и смысл процессам на половине земного шара.

Точно так же Башкортостан видится мне "сердцем" и "мотором" внутри нашей великой России. А Декларация о суверенитете дала импульс, который десять лет назад "запустил" работу этого мотора.

Сегодня очевидно, что очень важным нашим достижением является создание основ демократического государства. Это реально действующий властный механизм, позволяющий с учетом наших особенностей регулировать общественные отношения, проводить преобразования в интересах многонационального народа.

Сегодня можно с этой трибуны заявить:
именно принятые нашим парламентом законы позволяли и позволяют шаг за шагом обеспечивать наше экономическое развитие, социальную защиту населения, реализацию прав и свобод граждан;
именно наше демократическое государство дает возможность объединять деятельность политических институтов, усилия граждан и направить их на реализацию целей обновления; именно суверенитет стал мощным импульсом для качественных системных изменений, затрагивающих буквально все стороны общественной жизни.

Принимая Декларацию о государственном суверенитете республики, являющуюся логическим продолжением Декларации о государственном суверенитете России, - мы опирались на волю народа. Неоднократно, через референдумы, обращаясь напрямую к народу республики за советом, мы убеждались, что политика государственного суверенитета и самостоятельности была воспринята и одобрена подавляющим большинством населения Башкортостана.

Проведенный в преддверии Дня Республики опрос общественного мнения показал, что ресурс доверия граждан к проводимой нами политике не исчерпан, а в последние годы он еще повысился.

Оглядываясь на прошедшее десятилетие, можно с удовлетворением отметить, что в республике полностью реализован созидательный потенциал Декларации, осуществлена без преувеличения огромная работа по государственному строительству. Созданы институт президентской власти, законодательный и представительный орган в лице Государственного Собрания, вся вертикаль обновленной исполнительной власти от Кабинета Министров до администраций городов и районов. Впервые в истории Башкортостан обрел целостную систему государственных органов власти, дополненную дальнейшим развитием местного самоуправления.

Хочу также подчеркнуть, что в жизни республики активно участвуют различные общественно-политические объединения граждан. Это - важнейший признак демократических перемен. Министерством юстиции республики зарегистрировано 10 политических партий и свыше трехсот общественных объединений. Вот уже несколько лет плодотворно работает Общественное совещание политических партий и движений. Скоординированные действия общественно-политических организаций становятся более результативными, а значит растет авторитет партий в жизни республики, повышается их роль в работе по укреплению стабильности и согласия.

Важно отметить также то, что принятие Декларации о государственном суверенитете обогатило процесс развития самой российской государственности. Впервые регионы России стали полноправными субъектами ее политико-правовой и экономической жизни.

Республика Башкортостан подписала Федеративный Договор с Приложением, в котором нашли отражение основные положения нашей Декларации. Каждый наш шаг был согласован с общим процессом государственного строительства Российской Федерации. 3 августа 1994 года был заключен Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.

Сегодня республика действенно участвует в реализации государственного суверенитета России в целом, одновременно обладая всей полнотой государственной власти в рамках своих полномочий.

Это наша принципиальная позиция, которая основывается на решении Конституционного Суда Башкортостана, давшего недавно официальное толкование понятия государственного суверенитета республики и его сочетания с суверенитетом Российской Федерации.

Однако в последнее время отношение Центра к понятию "разделенный суверенитет" изменилось в худшую сторону. Думаю, что это - тревожный признак. Хочу напомнить, что новая российская Конституция и наш Договор разрабатывались практически в одно время. Более того, они создавались на единой концептуальной основе, которая признает как суверенитет Российской Федерации, так и суверенитет республик в ее составе.

Поэтому любые попытки подвергнуть ревизии сами основы конституционного строя Российской Федерации ставят под сомнение демократическую природу российской государственности, ее федеративный характер. Именно так мы оцениваем известные решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 73 Конституции Российской Федерации прямо указывает: вне предметов ведения, закрепленных за Российской Федерацией, и полномочий Федерации по предметам совместного ведения, субъект Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти. Это и есть формула, как говорят юристы, распределенного суверенитета. Такой суверенитет - это разделенная ответственность за общее дело.

Вокруг договоров вот уже скоро шесть лет ведутся бурные дискуссии. Есть даже горячие головы, которые пытаются назвать неконституционной саму договорную практику. На это ответ один - читайте Конституцию Российской Федерации. Там прямо написано, что разграничение предметов ведения и полномочий в России осуществляется Конституцией, Федеративным Договором и иными договорами. Федерализм вообще не мыслим без делегирования ответственности.

Считаю, что нынешняя модель строительства Федерации, которая базируется на распределении полномочий, доказала свою жизнеспособность. Поэтому мы можем сегодня четко заявить: наш суверенитет - это прежде всего стремление многонационального народа Башкортостана к укреплению Федерации на основе рационального и оптимального распределения полномочий.

Мы также исходим из того, что федерализм - это прежде всего "золотая середина" между крайностями возвращения к унитаризму и дезинтеграции России, между императивом государственной целостности и необходимостью развития самостоятельности регионов.

Анализируя и оценивая все наши шаги в области государственного строительства, сегодня надо признать, что целый ряд положений нашего конституционного устройства уже требует обновления и совершенствования. Такова логика движения общества.

Нам необходимо, в первую очередь, привести нормы Конституции республики в соответствие с Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, а также подтвердить конституционное значение этого основополагающего документа.

На новой конституционной основе нам предстоит кропотливая и очень ответственная работа над совершенствованием республиканских законов.

В этой работе я бы выделил два направления.

Во-первых, это внутреннее совершенствование нашей республиканской законодательной базы, которая на сегодняшний день выглядит довольно внушительно - более 400 законов и 16 кодексов. Необходимо повысить ее системность, внутреннюю согласованность, логику. Жизнь не стоит на месте, и правовая база должна соответствовать реалиям.

Второе направление - это приведение в соответствие с федеральным законодательством ряда норм наших законов.

Согласен с тем, что решение этой задачи назрело. Но я хочу подчеркнуть, что мы принимали свои законы не "в пику" федеральному центру, а просто раньше него.

Как известно, в сфере регулирования предметов совместного ведения довольно долго были, да и сейчас остаются огромные "белые пятна".

Это можно понять - у Госдумы свои приоритеты в законотворческой работе. Но поймите и нас! Ведь здесь, на земле, в глубинке ритм жизни совсем другой: конкретные вопросы нужно решать оперативно, по мере их возникновения. Но при этом решать в рамках закона. Мы были просто вынуждены развивать свое законодательство опережающими темпами.

Мы действовали и действуем в полном соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно подтверждал право субъектов Федерации принимать собственные законы по предметам совместного ведения, если отсутствуют федеральные.

Поэтому мы выступаем за то, чтобы согласование законов было процессом двусторонним. Как известно, вместе с руководством Татарстана мы направили Президенту России соответствующие предложения. И по его поручению такая работа уже началась.

Как вы знаете, в республике организована специальная Комиссия по разработке предложений по согласованию республиканского и федерального законодательства. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин направил в Государственное Собрание письмо, в котором изложил свое видение решения проблемы. "Этот процесс, - пишет он, - должен осуществляться на основе всех правовых актов, характеризующих взаимоотношения Российской Федерации и Республики Башкортостан, главным из которых является Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий…".

Думаю, эта принципиальная позиция Президента России в оценке двусторонних договоров, федерализма в целом позволяет избежать крайностей и ошибок.

Уважаемые участники торжественного собрания!
Суверенитет Башкортостана опирается на прочный фундамент нашей многообразной истории, на нашу память!

Это прежде всего добровольное вхождение Башкортостана в состав Российского государства. Оно ознаменовало переломный момент в судьбах народа, дало возможность сохранить его права на традиционные формы владения землей, институты самоуправления, обеспечило определенные гарантии в самоорганизации духовной жизни.

Примечательно, что самые истоки отношений между Россией и Башкортостаном имеют договорную, а, значит, "федеративную" основу. В 50-е годы 16 века предводители башкирских родов, посетив Москву и Казань, заключили и получили жалованные грамоты русского царя, которые охватывали весьма важный круг вопросов общественной жизни башкир: их право на неприкосновенность своих земель, на вотчинное землевладение, неприкосновенность образа их внутренней жизни, свободу совести, т.е. вероисповедания и многие другие позиции. В то время, когда в средневековой Европе свирепствовала инквизиция, расширялись колониальные захваты и войны, соглашения между государствами закрепляли только военные союзы или результаты истребительных войн, заключение мирного договора о добровольном воссоединении являлось весьма прогрессивной, цивилизованной формой регулирования отношений как со стороны России, так и со стороны предводителей башкирского народа.

Начало решительного обновления общественно-политической жизни страны в 1917 году открыло широкий простор развитию национальных движений. В ноябре того же года Башкирский областной совет, избранный Всебашкирским съездом, провозгласил автономию Башкортостана как части Федеративной России. С этого акта фактически в стране начинается формирование национально-государственных образований.

20 марта 1919 года Российское Рабоче-Крестьянское Правительство подписало с Башкирским Правительством Соглашение о Советской автономии Башкирии. О большой значимости вопроса государственно-правового устройства Башкортостана для России свидетельствует тот факт, что тогдашнее руководство страны ставило его решение в один ряд с признанием независимости Финляндии.

Вопрос о месте и статусе Башкортостана в составе Союза ССР, характере ее взаимоотношений с Центром не терял своей остроты и в последующие годы. Определенные надежды возникли в 1936 году в связи с разработкой новой Конституции страны. Однако предложение о преобразовании Башкортостана в союзную республику было отвергнуто лично И.В. Сталиным под предлогом отсутствия у республики внешних границ.

Говоря о советском этапе развития, нельзя одновременно забывать и о том, что за эти годы наш народ с помощью трудящихся других республик, краев и областей героическим трудом превратил преимущественно аграрный регион в республику с огромным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом.

В то же время в советские годы накопились вопросы, которые в рамках декларативной государственности разрешить было невозможно. Проблемы экономики, особенно экологии, обеспечения населения продовольствием, товарами культурно-бытового назначения, ограничения прав народов на развитие их языка, национальной культуры грозили перерасти в открытый социальный конфликт. Поэтому, если рассуждать беспристрастно, то необходимость принятия нашей Декларации о суверенитете была прежде всего социально-экономической.

Стало очевидным, что дальнейший прогресс республики возможен лишь при существенном расширении ее прав. В начале девяностых годов на союзном уровне делаются первые попытки укрепления государственности автономных республик. В пакете законов СССР они впервые определяются как государства, наряду с союзными республиками, участвующими в наделении Союза ССР полномочиями по общему руководству делами страны.

Мы хорошо помним весну 1990 года. Она принесла нам чувство надежды. Первым съездом народных депутатов Российской Федерации была принята Декларация о государственном суверенитете, которая гарантировала каждому народу неотъемлемое право на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

Опираясь на это фундаментальное положение, а также исходя из общепризнанных принципов международного права, Башкортостан принял собственную Декларацию и тем самым подтвердил свою приверженность как к ценностям и идеалам предшествующих поколений, так и подлинного федерализма.

Дорогие сограждане и уважаемые гости!
Десять лет суверенитета, самостоятельности и ответственности помогли нам добиться серьезных успехов в экономическом и социальном развитии нашей республики.

Мы разработали и реализовали собственную стратегию социально-экономических преобразований и избежали тем самым многих проблем, которые принесли "шоковые реформы" другим регионам. Главный упор делался прежде всего на собственные ресурсы и системы жизнеобеспечения. Необходимость решения масштабных задач заставила нас переосмыслить роль и место государства в этих процессах.

Это дало возможность сформировать достаточно самостоятельную, а главное - вполне жизнеспособную модель социально-экономического реформирования республики.

Это прежде всего - формирование мощной материальной базы в виде многоукладной экономики, где достойное место занимают предприятия и организации республиканской (государственной) и муниципальной собственности, хозяйственные общества и частные предприниматели, действующие в условиях равной конкуренции.

Мы осторожно (даже, может быть, консервативно) подходили и подходим к преобразованию прежних институтов и правовых форм, их замене рыночными механизмами. Это делается только при создании необходимых условий. Только по этой причине в свое время были изменены темпы, формы и методы приватизации в топливно-энергетическом и нефтехимическом комплексах, занимающих решающее место в народном хозяйстве. До сих пор мы выступаем за государственное присутствие в них, так как считаем, что это отвечает стратегическим интересам нашей республики.

Эти идеи и принципы составляют концептуальную суть нашего социально-экономического развития. На их основе приняты многие республиканские программы, в том числе и программа структурной перестройки экономики.

Основой успешного развития нашего производственного потенциала по-прежнему остается устойчивая работа топливно-энергетического комплекса, химической, нефтехимической и металлургической промышленности.

По итогам развития последних лет мы постоянно входим в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства. Все большее развитие получают высокотехнологичные отрасли, производящие наукоемкую продукцию. Новейшая продукция машиностроительного комплекса не только используется в республике и в стране, а экспортируется в такие страны, как Индия, Китай, Южная Корея, Малайзия, Япония и другие.

С новым ассортиментом выходят на потребителя химические и нефтехимические заводы. Из сырьевого региона мы постепенно превращаемся в республику, экспортирующую современную технику, новые технологии, конкурентоспособную продукцию.

Высокий потенциал башкирских нефтяников признан не только в российских нефтедобывающих регионах - Западной Сибири и Удмуртии. Сегодня они способны на уровне ведущих мировых компаний оказывать инжиниринговые услуги в зарубежных странах.

Сейчас много говорят о "проблеме 2003 года": возможных техногенных катастрофах из-за крайней степени износа основных фондов. В нашей республике вот уже 10 лет делается все для того, чтобы этого избежать. Несмотря на финансовые трудности, мы направляем значительные инвестиции в основной капитал, обновляем и наращиваем производственные мощности, особенно в нефтепереработке и нефтехимии, на предприятиях металлургического и машиностроительного комплексов.

Важную роль в решении вопросов привлечения финансовых ресурсов в экономику играет сотрудничество с авторитетными международными организациями, такими, как Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Европейский банк реконструкции и развития, ТАСИС и др. В рамках соглашения между Башкортостаном и ЮНИДО осуществлена поддержка строительства международного комплекса в аэропорту "Уфа" и возводится Юмагузинское водохранилище . Это инвестиции в будущее республики.

Немецкими банками выделяются ресурсы для реконструкции ряда производств ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", обновления оборудования ОАО "Башинформсвязь". Внедряются новые финансовые схемы аренды новой техники и дорогостоящего высокотехнологичного оборудования.

Мы имеем возможность осуществлять эффективную налоговую политику. Многим предприятиям предоставляются налоговые отсрочки и другие льготы, что создает стимулы для экономического роста.

В республике созданы предпосылки для качественного обновления агропромышленного комплекса.

Башкортостан входит в первую тройку регионов России по объему производства валовой продукции сельского хозяйства. Наши товаропроизводители удовлетворяют потребности населения в продовольственных ресурсах более чем на 85 процентов и надежно обеспечивают продовольственную безопасность республики.

В прошлом году две трети сельхозпредприятий закончили год с прибылью. Это на треть больше, чем в целом по России. Уровень рентабельности предприятий сельского хозяйства у нас в два раза выше, чем у других регионов.

Учитывая многовековые традиции наших крестьян жить и трудиться в общинных условиях, а также их неприятие частной собственности, мы решили на первом этапе не торопиться с реформированием колхозов и совхозов. Цифры и факты показывают, что наш выбор и здесь был правильный - условия для становления фермерства, частных предприятий на селе и частной собственности на землю в стране только начинают формироваться.

Сегодня личные подсобные хозяйства уже производят 70 процентов мяса, 90 процентов картофеля и овощей, что позволяет сохранить устойчивый уровень производства этих продуктов и решить проблему трудоустройства на селе. Но этого явно недостаточно. Необходимо не только развивать подсобные и фермерские хозяйства, но и активнее добиваться эффективности существующих крупных производств, основанных на интенсивных технологиях.

Чтобы помочь им, государство закупает новейшую высокопроизводительную технику, организует МТС, формирует государственный заказ на часть производимой продукции, предоставляет товарный кредит, помогает развитию республиканских предприятий, производящих технику и оборудование, удобрения и горючее для села.

Мы продолжаем осуществлять развернутую программу социальной помощи селу, особенно в части дорожного строительства, газификации, строительства школ, больниц и других объектов инфраструктуры.

Уверен, что повышение эффективности деятельности коллективных, фермерских хозяйств, развитие личной инициативы населения позволит нам не только обеспечить продовольственную безопасность, но и решить проблемы более рационального использования трудовых ресурсов на селе, и дальше повышать жизненный уровень наших крестьян.

[П р о д о л ж е н и е]




Copyright © Администрация Президента Республики Башкортостан

Page created in 20,67 ms